Система комплексной безопасности образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечение безопасного функционирования лицея, а также готовности сотрудников и воспитанников к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного или социального характера.
Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений – организационному, информационному, агитационному, обучающему.
Безопасность учреждения является приоритетной в деятельности администрации школы-интерната и педагогического коллектива. Объектом этой деятельности являются: охрана труда, пожарная, антитеррористическая и экологическая безопасность, гражданская оборона, и контроль соблюдения требований охраны труда и всего вышеперечисленного. Комплексная безопасность школы-интерната включает все виды безопасности, в том числе: террористическую, пожарную, электрическую, взрывоопасность, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, а также все виды опасностей природного и социального характера.
Реализация вышеперечисленных задач осуществлялась в следующих направлениях:
Организационные:
1) Мероприятия по охране лицея и обеспечению антитеррористической безопасности:
Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения, противодействию терроризму и экстремизму является приказ директора.
Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:
Опираясь на эти документы, в школе-интернате разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения:
2) Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения
Охрану учреждения осуществляют сотрудники ООО ЧОП «Престиж-НК» (Договор №10 от 17.10.2024г. об оказании охранных услуг).
Понятие «охрана лицея» включает в себя:
Охрана здания лицея днем и в ночное время осуществляется силами дежурных вахтеров и сторожей. Для ограничения доступа посторонних лиц в здание и за обеспечением пропускного режима следит дежурный вахтер, который заносит данные о посетителях в журнал регистрации, пропускает посторонних лиц только при наличии документа, удостоверяющего личность и при крайней необходимости. Запрещен вход в лицей любых посетителей, если они отказываются предъявить документы, удостоверяющие личность, и объяснить цель посещения.
Доступ посторонних лиц на территорию лицея ограничен; проезд технических средств и транспорта для уборки территории и вывоза ТКО, завоза материальных средств и продуктов осуществляется под строгим контролем дежурного охранника ООО ЧОП «Байкал» (Договор №14/11/22 от 12.11.2022г.) об оказании охранных услуг) и на основании заранее составленного списка. Ворота для въезда на территорию школы-интерната открываются только при необходимости.
Для обеспечения безопасности учебный корпус лицея оснащен:
Практические мероприятия по предотвращению актов терроризма в лицее и на его территории:
Внутриобъектовый режим подтверждается наличием пакета документов, который включает в себя:
На оборудованном месте вахтера (сторожа) имеются:
Организация инженерно – технической укрепленности объекта:
3) Мероприятия по пожарной безопасности
Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральном законе РФ от 11.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Обеспечение пожарной безопасности включает:
Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами, разработанными в лицее для практической реализации противопожарных мероприятий, являются:
В зданиях лицея обозначены направления путей эвакуации, эвакуационные выходы; помещения оснащены охранно-пожарной сигнализацией: и звуко-речевым оповещением, установлены температурные датчики, кнопки ручной сигнализации, при приведении которых в действие сигнал поступает в централизованный пункт пожарной охраны; в помещениях установлены первичные средства пожаротушения: внутренний противопожарный водопровод, с пожарными кранами, огнетушители углекислотные и порошковые. На территории лицея расположено 5 пожарных гидрантов;
Установленным противопожарным режимом на территории и в помещениях лицея запрещено курение и сжигание отходов и мусора.
В течение учебного года проводятся тренировочные эвакуации сотрудников и учащихся при пожаре (минимум 2 раза в год);
Проводится постоянный контроль за содержанием путей эвакуации, состоянием первичных средств пожаротушения и технический осмотр охранно-пожарной сигнализации (ежемесячно); перезарядка огнетушителей осуществляется ежегодно, проверка водопровода на водоотдачу и исправность проводится 2 раза в год.
Главная цель по обеспечению ПБ в школе – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния учреждения, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара.
4) Мероприятия по электробезопасности
Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются:
В школе-интернате запрещено:
Изданы приказы о назначении ответственного за электрохозяйство, о комиссии по проверке знаний электротехнического персонала, об ответственном за проведение инструктажа неэлектротехнологическому персоналу;
Проводятся в установленные сроки замеры сопротивления изоляции и испытание средств защиты от поражения электротоком.
Входные противопожарные двери в электрощитовые постоянно закрыты на замок. На наружной стороне входных дверей написано назначение помещения, категория помещения по пожарной безопасности и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение».
В помещении электрощитовой посторонние предметы отсутствуют, установлены герметичные плафоны на светильниках, на полу около электрощитов уложены диэлектрические ковры. Электрощитовые оснащены углекислотными и порошковыми огнетушителями, а также одной парой диэлектрических перчаток и диэлектрическими ботами.
Все электрические щиты освещения (ЩО) и щиты управления (ЩУ) постоянно закрыты на замки. На наружной стороне дверей электрощитов нанесены:
порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение»; на внутренней стороне дверей электрощитов - однолинейная схема электроснабжения потребителей.
Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины.
Электророзетки в помещениях маркируются на величину номинального напряжения; Всему персоналу лицея присвоены группы по электробезопасности 1-3. Подтверждение выполняется ежегодно (2-3 группы), 1-й группе проводится ежегодный инструктаж.
5) Мероприятия по ГО:
По вопросам гражданской обороны в лицее проводятся следующие мероприятия:
В лицее установлен основной способ оповещения сотрудников и учащихся о чрезвычайных ситуациях – передача речевой информации с использованием АПС и школьного звонка (3 длинных).
Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями.
Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека. Так, в лицее проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС:
создан «Уголок гражданской обороны», который:
На уроках ОБЖ в рамках учебной программы проводится обучение учащихся 5-11 классов по основным вопросам ГО в области защиты от ЧС различного характера. Также проводится строевая подготовка, обучение стрельбе.
Состояние зашиты сотрудников и учащихся
Инженерная защита.
Образовательное учреждение не располагает специальными защитными сооружениями.
Радиационная и химическая защита.
Обеспеченность сотрудников и учащихся:
Медицинская защита.
6) Мероприятия по охране труда и ТБ:
Одним из важнейших направлений деятельности администрации лицея по обеспечению безопасности является охрана труда и техника безопасности.
Согласно плану работы по охране труда проводятся следующие мероприятия:
7) Мероприятия по предупреждению травматизма:
работников школы-интерната:
воспитанников:
В течение года преподавателем-организатором ОБЖ, классными руководителями и воспитателями ведется работа по предупреждению травматизма, проводятся уроки, беседы, классные часы по правилам безопасного поведения на воде, правилам поведения в школе, на улице, правилам безопасного поведения при различных видах ЧС природного и техногенного характера. Особое внимание уделяется вопросам антитеррористической безопасности. Проводятся беседы по профилактике инфекционных заболеваний; при наступлении зимнего периода рассматриваются вопросы по профилактике обморожений. Большое внимание уделяется формированию ЗОЖ и предотвращению появления вредных привычек, ведется работа по профилактике наркомании и табакокурения. Перед началом летнего периода с учащимися проводятся мероприятия по правилам безопасного поведения на воде, в лесу, профилактика укусов насекомых и т.д.
Для сохранения жизни и здоровья учащихся при перевозках на всех видах транспорта разработаны соответствующие положения и инструкции о перевозках, которое включает в себя требования Правил дорожного движения, Правил организованной перевозки групп детей железнодорожным транспортом, а также определяет требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованных перевозок групп обучающихся автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.
8) Мероприятия по укреплению и сохранению здоровья учащихся:
Сохранение здоровья ребенка – главная цель родителей и педагогов, за здоровьем детей наблюдают врачи буквально еще до дня их рождения, но как говорят врачи, здоровые дети сейчас рождаются практически из 100 – 2-3%.
Поэтому ориентироваться только на медицинские аспекты здоровья недостаточно без учета психолого-педагогических аспектов развития, личности ребенка, его индивидуальных особенностей.
Внедрение в практику образования здоровьесберегающих и здоровье-формирующих технологий предполагает обеспечение соответствия воспитательно-образовательного процесса адаптационным возможностям учащихся. Суть внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс заключается в комплексной медико-физиологической и социально-психологической оценки условий труда, воспитания и обучения, позволяющей создавать систему условий для здорового образа жизни, осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья детей школьного возраста и проводить коррекционные мероприятия с целью обеспечения успешной учебы и внеклассной деятельности.
Конечной целью внедрения здоровьесберегающих технологий является создание здоровьесберегающей среды как особой системы условий, способствующих сохранению здоровья и формированию ЗОЖ участников образовательно-воспитательного процесса.
Для сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе создана программа, цели и задачи которой:
Направления реализации такой программы:
Организация и управление здоровьесберегающей деятельностью:
Создание условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья:
Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса:
Реализация системы оптимизации двигательной активности
9) Наглядные пособия
В школе-интернате ежегодно приобретаются и обновляются наглядные пособия, учебно-методическая литература. Воспитание культуры безопасности сотрудников и обучающихся позволяет при условии системного подхода к ее формированию позитивно влиять на снижение уровня опасных ситуаций и аварийности в среде их обитания, то есть в данном случае в образовательном учреждении. Главная задача – научить обучающихся знать и уметь правильно, рационально действовать в различных чрезвычайных ситуациях.
10) Взаимодействие с правоохранительными органами
РЖД лицей №7 постоянно взаимодействует с правоохранительными органами.
Сотрудники Куйбышевского ОВД г. Новокузнецка регулярно посещают учреждение, проводят проверку объекта с составлением акта обследования антитеррористической укрепленности образовательного учреждения, а также акта на причастность к обнаружению наркотических веществ.
Принимают участие во внеклассных мероприятиях, проводят лектории, беседы с администрацией, педагогическими и техническими работниками, в ходе которых разъясняют порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов, при появлении лиц, замышляющих совершение преступлений.
11) Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает:
Документы по противодействию терроризму и экстремизму
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма